Собор Богоявления

Собор Богоявления зовут также Богоявленским и Собором явления Господня, находится он в городе Иркутске, в пределах исторического центра – в месте пересечения улиц Нижней набережной Ангары и Сухэ-Батора.

Является архитектурным памятником федерального значения.

Второе по древности сложенное из камня здание Иркутска является православным храмом, возводимым с 1718 по 1746 годы, на рубеже 18-19 столетий выступал в качестве кафедрального собора города.

Основали собор еще в 1693 году, для строительства выбрали место за восточной стеной кремля Иркутска. Априори церковь была выполнена деревом и звалась Петропавловской, это имя носила одна из кремлевских башен. Пожар 1716 года уничтожил деревянную версию храма полностью.

Через два года собор решили поднять из пепла и применить в строительстве кирпич. Средства на возведение собирали с жителей и гостей города, которые жертвовали как деньги, так и драгоценности. Спустя 6 лет после закладки первого камня открыли первое строение собора – придел святых апостолов Павла и Петра или Петропавловский придел.

В 1727 году Тобольская и Иркутская епархии отделились друг от друга, а стройка возобновилась. Через два года была готова колокольня, в июле 1729-ого освятили еще один придел, названный в честь Иоанна Воина, простоявшего 1818 года. В 1755 году храм стали обносить каменной оградой, в 60-х 18-ого столетия к трепристольной церкви присоединили еще 3 придела: Казанской Божией Матери (с южной стороны), Иоанна Предтечи и Всех святых (с северной). В начале 70-х того же века в соборе погребли святителя Софрония Иркутского.

На заре 19-ого столетия случилось землетрясение, повлекшее за собой повреждение пятого купола и обрушение креста. Купол впоследствии убрали насовсем. Осенью 1812 года вырыли рвы для еще одной колокольни, колокол к которой отлили еще в конце 18-ого века, вес его составил более 12 тонн – назвали его Большим, что было заслужено, больше этого колокола в Иркутске не было. Сначала висел он на столбах, а весной 1815-ого его подняли на новую колокольню, являющую собой образец русского классицизма – летом ее покрыли железом и установили на ней крест.

Накануне нового 1862-ого года в Иркутске вновь случились землетрясения – собору опять досталось: своды, арки, рамы, колонны…

Во второй половине 19 века подле собора возвели Архиерейское подворье, в котором базировались покои архиерея и административные комнаты, после сюда перенесли духовную консисторию, организовали библиотеку православной периодики и отстроили здание для училища духовенства.

К 1894 году завершаются работы над Казанским кафедральным собором, куда переносят кафедру Иркутской епархии, что повлекло лишение Богоявленского собора кафедрального статуса.

В постреволюционный период собор для верующих закрыли, внутри разместили кондитерский цех. Собор кроили и переделывали под нужды производства не единожды. Четверик церкви поделили на этажи, переделав в общежитие.

В начале 60-х прошлого века и собор, и Спасскую церковь собирались сносить, для подписание документов явилась московский архитектор Оранская, а вместо «жирной точки» и сноса взяла за реконструкцию обреченных зданий. Храму присвоили республиканское значение, к концу 60-х убрали хлебозаводские печи, принялись за восстановление культового сооружения, длившееся почти 20 лет. После храм отдали в ведомство Краеведческого музея.

В 1994 году храм переходит Иркутской епархии, возобновились богослужения в бывшем Петропавловском приделе. В начале нового тысячелетия расписывают алтарь. В итоге: современное обличье собора весьма и весьма отличается от априорного.

Контактная информация

Полезная информация